Константин Гладков

О независимой журналистике

За правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться — истину надо искать.

Пришвин, Михаил Михайлович

 

Правду можно выразить многими способами, но правда — одна и извечна.

Андрич, Иво

 

Современная журналистика – это искусство и ремесло профессиональное. Надо бы не только найти и увидеть необходимые события, но запомнить их, записать, нисколько их не приукрашивая, чтобы затем донести до людей.

Журналист – это человек правды, прежде всего. Темы, которые он ищет, должны волновать все человечество, а не отдельного человека. Журналист, который ставит высокую цель отыскать правду и поделиться с ней с другими, личность не эгоцентричная. Зачастую рискуя собственным временем и даже жизнью, журналист отправляется в самые разные уголки планеты, чтобы собственными глазами увидеть, почувствовать сердцем необходимость донести сведения до всего общества. Человек, для которого важно не личное обогащение, а профессиональный долг. Тут важно понимание своей роли, служение высокому идеалу. Я не знаю и не готов ответить на вопрос о тех людях, что занимаются бульварными сплетнями или переворачивают с ног на голову важнейшие темы, изменяют или преображают до неузнаваемости саму суть событий. Говорить об их ремесле положительно с нравственной точки зрения затруднительно. Такие профессионалы запутываются сами и запутывают других. И понятно, что понимание их собственной роли сводится к изумительному обману. Впрочем, такое можно сказать и не только о этих журналистах. Это касается многих категорий людей, для которых личная выгода важнее интересов общественных. При этом, говоря об интересах общественных, нужно признать, что во многих странах мира имеется явная граница, разделяющая эти самые интересы с интересами государственными. Если правительству важно держать в управлении средства массовой информации в узде, то есть прямо или косвенно влиять на их работу, то в подобных условиях невозможно представить журналиста независимого, лишенного внешнего давления. Такому журналисту запретят освещать события, скорее всего, если они противоречат политическим интересам, даже если он руководствуется внутренними стремлениями, достойными похвалы, а предложат освещать то, что ему претит, или искажать сведения, которые имеют право на существование только в своем неизменном виде. Перед таким человеком ежедневно может стоять моральный выбор, и, не находя ничего лучшего и правильного в такой ситуации, он подумает о своей жизни и комфорте, согласись он не вступать в конфликты. Быть может, соглашаясь, он убеждает себя в том, что ничего страшного, если события видоизменены или приукрашены, или не освещены – найдется непременно другой, достойный, кто о них донесет; или другой приукрасит куда больше, что по сравнению с его собственной подачей, он будет выглядеть более правдиво и благородно… Придумать можно тысячу успокоений. Он, безусловно, найдет себе успокоение, как ему кажется. Участвуя в такой работе, час за часом, день за днем, год за годом, такой журналист теряет самую главную цель и смысл журналистики: доносить правду. Он уже сам не верит ни во что, не стремится отыскать истину, он теряет связь с обществом, он становится как бы вне его, – разве это может пройти бесследно? Я, конечно, понимаю о тех рисках, если журналист не изменит своему сердцу и его служение ляжет к устоям правды. Я даже готов сказать, что такой человек будет подобен герою, жертвующему собой ради других. Чему же должна служить журналистика? Она должна просвещать людей, стремиться к тому, чтобы они стали лучше, чтобы не было войн и конфликтов, чтобы люди осознавали опасность коррупции и социальной несправедливости, чтобы освещать лучшие качества человека и ставить их в пример. Занимаясь таким делом, можно преодолевать любые препятствия, ибо сама цель оправдывает средства. Чтобы донести до людей правду, необходимо пройти правду, необходимо пройти через множество препятствий. Через тернии к звездам.

Размышления о несправедливости

Почему существует несправедливость?

Что несправедливо для одного, но справедливо для другого?

Справедливость — понятие относительное или нет?

Справедливость — одна или имеет разные формы?

Может ли мир быть справедливым?

Справедлив ли я сам?

Что для меня означает поступать справедливо?

Не ошибаюсь ли я в определении этого слова?

Кто может подтвердить, что я справедливый человек?

Я вижу, как человек идет по улице и, приложив ладони к лицу, как бы жалея себя, кричит: «Это несправедливо, как же это несправедливо!»

Согласно общепринятому пониманию в обществе, справедливость или несправедливость это переживание людей в тех или иных ситуациях, внутреннее принятие или непринятие наступивших последствий.

Человеческая природа такова, что люди наделены воображением и соответственно идеализируют то, что еще не наступило, но должно наступить, и именно в такой форме, в какой они сами желают… Если воображаемому или желаемому реальность противоречит, то часто такое положение вещей является несправедливым.

Понятие о справедливости касается многих сфер жизни: труда, личных взаимоотношений, отношений с обществом, даже общественной связи между преступлением и наказанием. И всегда есть соразмерное противопоставление. Если человек трудится много и хорошо, то он должен и получать много, заслуженно личному вкладу. Если он любит кого-то, справедливо, чтобы и его любили; если он совершил преступление незначительное, то наказание должно быть незначительным. Значит, справедливость складывается из соразмерности, паратезиса, укладывается в уме человека в идее некой формулы, которая уравновешивает причину и следствие.

Для несправедливости как таковой, всегда важен конфликт, который является началом зарождения бурной реакции ощущения несправедливости.

Отчего появляется несправедливость? Возьмем пример из книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», главного героя романа Эдмона Дантеса. С ним обошлись крайне несправедливо: арестовали во время его обручения с Мерседес, любовью его жизни, и на много лет — целых 14 лет, — заточили в замке Иф. Важно, что у героя романа был действительный прототип, значит, такое или примерно схожее могло произойти при жизни Дюма, чему он стал очевидцем. Для Эдмона Дантеса разлука с любовью, жестокое обращение, заточение против воли стали суровым испытанием в жизни, но скорее укрепили его дух, чем вызвали смирение, так как само его отношение к несправедливости мы видим в явно выраженном акте мщения, в основу которого положена вся его дальнейшая жизнь на протяжении романа.

Что касается причин, почему главный герой Эдмон оказался в тюрьме – причиной являются люди, их страхи, желания, амбиции и, конечно, — зависть. Для каждого из них было важным либо сохранить свое место, либо улучшить свою жизнь, либо добиться признания и уважения, — так дело обстоит с прокурором Вильфором и бухгалтером Дангларом.

Ситуация с Эдмондом стала для них или возможностью сохранить внешнее лицо в обществе, утратив совесть или, напротив, испытать ее, совершив нравственный выбор в пользу спасения Эдмонда.

Так или иначе, выбор стал ключевым, было принято решение о задержании Дантеса, написаны доносы… и сожаление до самого последнего момента не коснулось виновников драмы.

Очень интересны внутренние изменения Дантеса. Сначала мы видим его некую непогрешимость, честность с окружающим его миром, даже некоторую наивность, свойственную людям простого склада характера. Однако после побега, долгих поисков и скитаний Эдмонд Дантес преображается и становится и коварным, и хитрым, и бескомпромиссным человеком, ровно таким, каким требует от него мстительность. Богатство и положение в обществе только усиливают эти качества, они как бы и были даны Дантесу, чтобы уравновесить чашу весов, ведь его враги тоже не слабы и имеют сильные социальные связи.

Во всяком случае, справедливость для Дантеса выливается в причинении моральных страданий своим врагам. Несправедливостью для Вальфара и Данглара становится все дальнейшее, что случилось.

Итак, несправедливость не имеет единственной относительной формы, так как что одному кажется несправедливым, другому очень даже справедливым.

Для несправедливости всегда важен конфликт, как внутренний, так и внешний, так как для обретения формы несправедливости всегда важно ее неприятие, противодействие ей.

Чувство или ощущение несправедливости может вызывать отрицательные реакции, протесты в виде гнева, злости, раздражения, желания причинить вред из чувства сожаления к себе.

В основе ощущения несправедливости чаще всего может лежать скрытый эгоизм.

Мужество женщин

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее,

тот мужествен, и в этом мужество.

Аристотель

 

На английском и французском – «courage», производная от латинского «cor» (сердце). Слова «самый отважный из храбрых» буквально означают «сильный сердцем». Потерять сердце значит потерять мужество. Соответственно, проявление мужества исходит от сердца.

 

Да, мужество исходит от сердца. И только от сердца льется его неугасимое пламя. Мужество подобно восходу, яркому и незабываемому, порою ошеломляющему, пробуждающему в других сильные чувства. Таков его знак, отличие. И если вы повстречали мужество, но не глазами – душой, поймете его; некая дрожь пробежит по телу и чувство великой гордости и любви может нахлынуть разом. Ведь мужественный человек – в жизни и на войне, пример не только для его собственного народа, но и в глазах целого мира. И потому так важно знать историю, историю о людях, что прошли через невообразимые трудности, сумев сохранить силы, сохранить человеческое там, где это было тяжелее всего; о людях, что дали однажды клятву и не отступили от нее; о людях, идущих вперед, наполненных верой в то, что поступки не напрасны, что совершенное ими останется навсегда, сохранится в чьей-то памяти: сердце человеческое, и не одно, запомнит.

 

Я бы хотел написать обо всех женщинах, вошедших в историю в любые времена. Хотел бы написать об их подвигах, борьбе, о восхождениях, страданиях, стойкости… Я бы хотел, но это такое огромное пространство! Имена и подвиги врезаются в память, сердце улавливает саму суть, отголоски самого сильного, самого настоящего, что сокрыто в человеческой природе. Не передать словами суть мужества. Но даже и того достаточно, чтобы почувствовав невыразимое, посмотреть вокруг с благодарностью, окинуть взглядом небо, землю свою, и понять, что любовь, верность, мужество есть и пребудут всегда. Их человек создал. Потому что все это ему присуще.

 

Среди Героев Советского Союза в списке женщин значится 95 человек.

Читая об их подвигах, душа замирает. Летчики, штурманы, санинструкторы, санитары, разведчики, снайперы, радисты, партизаны, юные мстители… Прошедшие войну и вернувшиеся домой… И не прошедшие ее, погибшие во имя Родины… Родина, которая есть все, что они знали и за которую сражались. Родина верила в них, в этих с виду хрупких красивых женщин, доверила им себя в пылу сражений. И они оправдали ее веру, отважно вступая в битвы с врагом, воевали до последней искры жизни, до последнего выстрела – в небе и на земле, и даже попадая в плен, держались там мужественно. Мы, мирные современники, не осознаем, даже представить себе не можем, что такое жизнь в немецких концлагерях. След, оставленный на душе человека, неизгладим. Как тяжело оставаться мужественным, где все человеческое пытаются искоренить, сея одно только зло! Когда человек, оказавший в плену жесточайших условий, спрашивает себя: «Сегодня этот день последний? Что с моими близкими? Когда окончится война? Как мне не потерять лицо? Как мне остаться человеком?»

 

И в таких условиях, много достойных сохранили это самое человеческое, помогали другим, делились последними крохами, не сдавались. Среди многих этих людей, среди погибших и выживших в дальнейшем, оказалось много советских людей.

Вера, надежда в светлое будущее помогали им, подпитывали их духовные силы. И каждый их подвиг уникален. Сама их судьба неповторима. Мы обязаны читать об этих судьбах, помнить их подвиги. Мы должны это делать, чтобы ощутить мужество, носить его в своем сердце, потому как испытания, выпавшие на долю этих людей, несут огромный и особенный смысл. А чтобы постигнуть его, важно проникнуть всем внутренним существом в реалии того прошедшего времени, любить свой народ и гордиться, гордиться настоящими достояниями и верить в свою родную страну.

Настоящая родина начинается, прежде всего, с малой родины. Там, где человек вырос, учился, воспитывался, начинал взрослеть. Там его воспоминания о прошлом, о семье, детстве, о его первой любви, настоящей дружбе. Затем, повзрослев, человек с благодарностью вспоминает об этом времени, когда были заложены первые ростки его личности. Он с гордостью вспоминает дни прошлого, ведь он стал настоящим человеком! И говоря о героях, героях настоящих и особенно прошлых, когда невообразимое бедствие вошло в нашу страну, пытаясь шагать просторными размашистыми шагами и в полный рост по русской земле, – ему не позволили, – хочется сказать, что самоотверженность, мужество свойственно всем людям, и женщинам, в особенности.

 

Женщины, вытаскивали с поля битвы раненых солдат, прикрывали их своими телами, совершали атаки, и часто в одиночку разили многочисленного врага, сбивали в небе вражеские самолеты, вели подпольную борьбу против жестоких оккупантов, попадали в плен и выдерживали ужасные пытки, не предавая своих товарищей, – это и многое другое мужественное совершали женщины.

Поэтому, когда мы говорим о мужестве, когда мы говорим, что надо бы иметь мужество в определенных случаях, мы должны помнить об этих женщинах, совершавших великие подвиги, готовых к самопожертвованию. Ведь они, прежде всего, были чьи-то матери, жены, сестры. Они жили обычной жизнью, пока не пришла война. И когда она пришла, они, не колеблясь ни минуты, решили твердо, что будут сражаться до последнего вздоха, делая все, чтобы фашизм раз и навсегда прекратил свое существование. Они не только спасли нашу страну от непомерной тирании и зла, они спасли весь мир, – каждая по отдельности, они все вместе нанесли сокрушительный удар врагу.

О творчестве

Однажды меня просили написать о стихах: об искусстве их сочинения. Но я должен признаться вначале, что я мало смыслю в стихосложении, ямбах, хореях и прочих правилах написания стихов. Никогда серьёзно я не подходил к их изучению, и также, я никогда всерьез не изучал литературу, поэтому мне сложно вести очерк от лица поэзии. Максим Горький однажды писал, что для литератора, прозаика или стихотворца, важно понимать истоки устного народного творчества, первой письменности, первых сказаний. Такое правило, добавил он, может быть применимо ко всем людям независимо от их профессии... Не могу с ним не согласиться. Но тогда было другое время, и литература рождала глубоких писателей, также она направляла массы к просвещению, изучению времени своего народа, будущего страны. Сейчас литература иная: время изменилось, нравы стали другими, поколение имеет собственные новоявленные взгляды. Писатель же связан с обществом. Его проблемы он чувствует особенно остро, углубленно. Но общество в нынешнее время, на мой взгляд, не заинтересовано в настоящем просвещении, ему не важна литература, а настоящие писатели – в меньшинстве. Чтобы найти хорошую литературу, необходимо иметь знание, а чтобы иметь знание, следует много читать, а таких людей, на мой взгляд, среди молодежи немного.

Можно рассуждать бесконечно о творчестве, но, в конечном счете, каждый человек – странник. Путеводителем ему служит внутренняя для всех невидимая звезда. Она освещает жизненный путь, служит ему мерилом стойкости и наблюдений...

ГТЧ w W П

Творческий путь – это путь «одинокой» личности. Если встречаются учителя, то они учат важному, но не главному. Учитель должен показать ученику принципы, но понять их, увидеть их основную истину, суть, способен сам обучающийся.

Перед началом – всегда возникает множество вопросов: как писать, что писать, как соблюсти правила, как понравиться читателю; как писать то, о чем хочется.

Я всегда задавался и задаюсь вопросами, как странник. Я знаю, чего мне не хватает и что необходимо. Мне также известно, что знание своих недостатков в лицо лучше, чем знание собственных достоинств.

Мой главный враг, а может, и вообще писателя, – лень. Мне тяжело творить. Мне трудно это делать, и я мог бы добиться многого как писатель, если бы не давал слабины.

Дисциплина – главное и грозное оружие творца на пути самосовершенствования. Как ни странно, но оружие «дисциплина» должно быть направлено против самого себя, против того, что не желает устремляться.

Первое, что приходит в голову – идея, которая служит первоисточником к созданию произведения. Она возникает единственная в пустоте, и следующее, что с ней полезно сделать, – развить ее в пустоте. Сделать ее важной. Рэй Бредбери в своем эссе писал, что идеи подобны яблочкам, лежащим повсюду: только и подбирай. Ограниченность видения – не единственная проблема современного восприятия. Ежедневно общество поглощает «тонны информации». Не запутаться сложно, тем более, найти идею в стоге сена. С другой стороны, что бывает в медитативном состоянии или в полусне, нас посещает нечто идейное, за что мы готовы ухватиться, но оно подобно сверкающей комете, красивой и сказочной, далекой, в секунду пролетающей мимо в ночи. Тем не менее, такое состояние есть ключ к разгадке поиска идеи. Как его добиться – зависит от личности. В некоторые моменты я остро понимаю, что я человек, и мое время стремительно уходит, наступит миг и жизнь подойдет к концу. Возможно, такое осознание краткости, неминуемого конца сбрасывает ожидание, встряхивает и в особенные минуты отдыха или сна напоминает о себе на уровне подсознания.

Я знаю людей, начинающих мыслить творчески в минуты опасности – или когда они лишаются самого дорогого. Они улавливают некую истину, что-то существующее, неуловимое, и не могут объяснить. Мы не просто люди, живущие на земле, хотя и хозяева своим судьбам, мы подвержены невидимым силам, окружающим нас.

Добро и зло живут в наших душах. Между двумя колоссальными стихиями идет вечная борьба, и человек часто осознает противоборство, внутреннее столкновение. Эта борьба, конфликтность может сделать из человека гения, являясь первопричиной зарождения творческой натуры.

Если говорить о смысле литературного ремесла, то оно, на мой взгляд, как и многие искусства, направлено на осознание прекрасного или идеального, неприкрытой правды.

И хотя когда мы говорим «Прекрасное» и понимаем или представляем себе нечто возвышенное, самое естественное лежит в смысле этого слова. Самые естественные и правдивые явления могут быть прекрасными. Нельзя не назвать прекрасным роман Э. Хемингуэя «Прощай, оружие», где война и любовь связаны в одну сюжетную линию, и где судьба главного героя чрезвычайно трагична. Вместе с тем, роман весьма жесток и губителен для молодого разума: он раскрывает правду тех дней, показывает войну с самой ужасной ее стороны, без скромности раскрывает

природу человека на войне. И самое главное, он затрагивает тему одиночества.

А как прекрасен роман Эриха Мария Ремарка «Искра жизни». Там нет имени у главного героя, лишь номер; ежедневно его окружают страдания, смерть в любую минуту может забрать любого из узников концлагеря. Ремарк показывает в романе боль, страдание и отчаяние, держит читателя в напряжении до последней страницы, и вместе с тем мы видим борьбу человека, его противостояние в танце смерти, дружбу и поддержку товарищей. Эта человечность даже в нечеловеческих условиях – и есть то главное, к чему подводил писатель.

«Прекрасное» – не всегда цветы и солнечный свет. Прекрасное – есть светоч беспощадной правды, где нет игры, несмотря на выдуманные сюжеты и образы, а картину рисует воображение. И внимательный чтец говорит себе в конце изложения нечто подобное: «Я понял. Это прекрасное произведение. Я уловил его суть».

Не в такие ли секунды гений бессмертен, а его роман жив?

Город Иф и его десять отличительных черт

(фантазия раздражительного разума)

1. И в этом городе Иф им приходилось жить. Множество людей жили там. А правил ими управитель. Так было и в других городах: везде приходилось по управителю. А если вы спросите главного управителя (чего, конечно же, никогда не произойдет): каково это в других городах? – то ответ будет таким, – Так же. Потому что еще древние познали, что разделять и властвовать и легче и безопаснее. А ему легче и безопаснее, когда каждый отвечает за свой карман.

2. Свобода выражения отмечена, прежде всего, тем знаком, что она не имеет дурных последствий после ее выражения. Иначе говоря, может возникнуть вопрос: какая же это свобода, когда человек рисует то, что видит, пишет о том, о чем мыслит, говорит о том, о чем слышит, а его за это ОГРАНИЧИВАЮТ?

3. В древних государствах рабство считалось нормальным устоем и поддерживало экономический баланс в обществе. Через тысячу лет технологии позволяют наблюдать за людьми издалека, говорить им, что нужно делать, во что им верить, во что не верить, и, самое главное, несмотря на технологичные преимущества, лично отчуждать каждого друг от друга. Так что в современном городе Иф не может быть рабства, ибо ошейник и плетка не уместны, в принципе.

4. Посредственность, это когда любой житель Иф не отличается особенно ничем от других. Это и разумно, и правильно, и безопасно. Ведь непосредственность непредсказуема. Пытливый ум, наделенный критическим мировоззрением, способен отделять зерна от плевел, правду ото лжи, черное от белого, а это, извините, неизвестно куда может привести.… Так что не надо тут непосредственных.

5. Город Иф держится на сильной власти. Человек-управитель должен уметь преломить любую ситуацию, он должен быть верным главному управителю, и самое важное, не стоит забывать: моральный долг – это делание того, что от тебя требуют другие, вышестоящие. Сказали – делай, управитель, и без лишних слов и возражений.

6. Не надо просветляться. Да, можно слушать классическую музыку, читать историю и литературу, размышлять о жизни, сравнивать, искать причины и следствия в природе и в обществе, но ведь это неминуемо приведет к просветлению. Тогда станете непосредственным. А мы вынуждены будем внести вас в черный список существующих непосредственных. Мы – люди тени. Нас не видят, но мы есть. Мы знаем все, о чем вы думаете, и чего желаете. У нас на каждого из вас есть досье.

7. Больше развлекайся, играй в игры, смотри динамичное кино, сериалы, фантазируй и живи в иллюзиях. Никто не против, что житель города Иф в своих мечтах – счастлив и богат.

8. Не обращайся к народу. Никогда. Даже не здоровайся публично. Ведь это исключительное право избранных.

9. Твои страдания, житель города Иф, иллюзия уставшего ума. На самом деле, ты счастлив и имеешь все, что нужно. Большего тебе и не надо. Помни всегда, что может быть в десятки раз хуже, и было хуже, если посмотришь на раннюю историю города Иф. Ты ведь не хочешь хуже, правда?

10. Здравствуйте. Я житель города Иф. И меня называют непосредственным. Хорошо, если человек несет добро в мир, если поступки человеческие, пусть непосредственные, но несут свет людям живущим. И я бы хотел спросить вас, управитель, почему принцип «может быть в десятки раз хуже» не переделать в другой разумный и правильный принцип «может быть в десятки раз лучше, ибо всегда есть к чему стремиться?» Ведь когда я подошел к людям на улице и захотел услышать их мнение на этот счет, откуда ни возьмись, появились странные люди, с виду похожие на тени, и они сказали мне, что будут меня ограничивать.

Пробуждение

...И эта беспредельная тоска кроется в каждом со времен творения.

Она желает пробуждения.

 

Настоящее сочинение не ставит целью пробудить кого-нибудь, внести самостоятельный вклад в чье-либо мировоззрение. Путь еще не пройден, и мое собственное мировоззрение будет меняться или дополняться, пока живет ум, но разум должен быть определяющим. Истиной свойственно называть то, что не подлежит оспариванию. Оно как бы есть, существует само по себе или не зависит от умственных интерпретаций, а значит, незыблемо. Впервые об истине мы узнаем из священных писаний. Но истину, наверное, даже нельзя облечь в слова, а скорее, она есть внутреннее переживание вне ума. Ты просто знаешь и все. Именно так просто и лаконично выразил словами ученый Карл Густав Юнг «Я просто знаю», тем самым не став впадать в словесную обусловленность. Слова способны выражать поверхностные признаки, но могут ли они олицетворять глубинные, не лежащие на ладони явления?

Итак, в основе моего сочинения лежит опыт, накопленный знанием из прочитанных книг, из собственных размышлений и, в конце концов, из практического индивидуального опыта проживания жизни. Беспредельная тоска – это то, что есть в каждом человеке. Это то, что время от времени дает о себе знать в редкие минуты, когда мы чувствуем как бы нехватку воздуха. Но это светлое чувство, ведь в эти минуты или мгновения мы не ощущаем тяжести или, вернее, ощущаем некую скованность и желаем освобождения. Но освобождением от чего? Думаю, что беспредельную тоску не следует путать с некой сентиментальностью или самооправданием, что является естественно ошибкой и, скорее, мешает духовную развитию или пробуждению. В когнитивной науке существует такое определение как ментальная ловушка, искажение – внутреннее переживание негативного, что с нами случилось или может случиться. Беспредельная тоска – это особенное чувство, связанное с радостью и печалью человеческого бытия. Люди способны ощущать такую тоску, и причины появления этого чувства должны быть поняты на всех возможных уровнях. Почему я так пишу? Потому что одного умственного труда и объяснения недостаточно, что является подтверждением тому, о чем я писал выше.

И здесь я подхожу к определениям ума и разума. Итак, мы должны, наверное, понимать, что ум и разум не схожие по смыслу понятия. Ум наделен свойством выражать концептуально, формулировать логические построения…

Ум, с инженерной точки зрения, можно сравнить с хорошо отлаженным построенным мостом, с помощью которого можно передвигаться от одной точки в другую… Применимо к жизни, можно сказать, что человеческие существа способны существовать и развиваться в социуме, выполнять определенные функции индивидов в личностной и коллективной среде. Поскольку общество требует такого заданного алгоритма, то есть конкретные социальные роли или модели, их взаимная обусловленность, выраженная в осуществлении или воздержания от осуществления конкретных действий. В основе всего этого лежит мораль, обычаи или традиции, а также предписанные нормы закона. Социальные роли или модели можно еще выразить словом «установка», что, конечно, не может нравиться на первый взгляд, так как можно представить себе машину, в которую вписаны некие программы. Но не стоит остерегаться этих слов. Психологические установки различны, и для здорового существования общества некоторые, хотя и не все они, необходимы. Конечно, те, кто уходил в горы и медитировал там по многу лет, жили отшельниками, освобождались от негативных установок, приходя к истине. Притом, достигнув иного состояния, они не убегали прочь от людского мира, а приходили к людям, неся в себе новое знание. Путь, который привел их пробуждению – я думаю, есть беспредельная тоска.

То, о чем я хочу написать дальше в этом сочинении, будет иметь фантастическую, а может, перекликающуюся с произведениями известных мыслителей основу. Но я сразу хочу предупредить, что автор данного сочинения чтит живой разум не меньше других, мыслит разумно, опосредованно в той мере, в какой ему подсказывает опыт и естественное равенство: пусть скорее сочинение это будет фантастическим, нежели реальным. На самом деле, я сам этого хочу, чтобы оно выглядело таковым, как бы ни странно и противоречиво это не звучало. И хотя мы привыкли к абсурдности, мы вполне можем словесно описать худшие явления человеческого мира ясно: война, нищета, голод, болезни, экологические катаклизмы…. Можно даже представить более детальные картины. Например, я могу описать место, где люди умирают от голода и болезней ежедневно или уровень преступности настолько высок, что люди боятся выходить из домов, даже приводя даты и имена. Все это последствия человеческих действий, определенные причины и следствия, приведшие к этому. Общий же порядок обусловлен одним важным признаком – бессознательностью. Это может быть личная либо коллективная бессознательность.

Наступает век (а может быть, он уже наступил), когда человек должен начать задавать правильные вопросы и искать на них ответы: Почему возникают войны, что лежит в их основе? Почему люди голодают? Откуда берется нищета? Почему уровень преступности растет в некоторых регионах? и.т.д. На первый взгляд, эти вопросы социального оттенка, пища для ума научного, но лишь на первый взгляд. Каждый человек должен докопаться до сути. Это его долг, на мой взгляд, получить ответы и устранить глубинные причины зла в себе. Я, например, никогда не поверю в утверждение, что для нормального функционирования или развития экономики одного государства требуются захватнические войны. Данная трактовка является не только радикальной, она противоречит разуму и природе целого и может порождать лишь безумие и разрушение. Настоящее развитие должно соответствовать природе рождения и смерти в таком цикле, в каком его рисует природа. Вот первое зерно упало в землю, и появилось вишневое дерево, оно растет молодое и достигает своей зрелости, приносит плоды; а с годами дерево становится жестче, засыхает, но это закономерный порядок бытия. Искусственное порождение насилия, лжи, обмана, лицемерия, зависти, жадности не являются и не будут являться глубиной бытия. Природа не требует того, напротив, противится. Отчего возникают непредвиденные катаклизмы? Нашелся коллектив, который снял документальный фильм «Дом», но почему фильм запретили во многих странах мира? Отчего? Разве изложенное и показанное в нем не является правдой? Не оттого ли запретили, что фильм противоречит целям массовой промышленности? Человеческая жадность требует простоты и обогащения: легче разрушать природу и становиться богаче, чем прилагать усилия для ее сохранения. Вспомним Николу Теслу, который предложил способы извлечения энергетических ресурсов неба и земли, что давало возможность беречь ископаемое топливо, однако существующие тогда магнаты воспротивились новой гениальной мысли.

Я также не согласен с мыслью, что человек человеку волк и лишь только государство сдерживает его от разрушительных действий. Данная мысль изложена в книге-трактате «Левиафан» Томаса Гоббса, и на этот счет у меня есть своя собственная, но оспариваемая точка зрения. Во-первых, государство не только сдерживает, но может также создавать реальные условия для совершения человеком деструктивных действий. И причиной такому утверждению являются множественные факторы, лежащие в становлении, развития, в настоящем функционировании государственного строя. Хорошо нам известные художественные романы-антиутопии рисуют нам мир «прекрасный», мир общечеловеческого порядка, в котором хотя и могут отсутствовать преступления или они сведены к минимуму, все равно происходят или зарождаются конфликты, в основном, в умах главных героев, что, кстати, является своеобразным революционным пробуждением. Во-вторых, как я описал выше, человек, появляющийся на свет, является чистым в самом прямом смысле этого слова. Его душа является чистой, и его взгляд не затуманен. Это неиспорченное создание, и на самом деле свет никуда не девается, даже когда человек подобно снежному кому обрастает эгоизмом, различными установками, его истинное «я» пребывает с ним всегда, но укрывается куда-то под покровы психического льда, образуемого шаблонами. Притом человеку свойственно называть это бессознательным, поскольку это состояние не учитывается в повседневной жизни, где суетность и властность правил и наложения ролей преобладают. Однако же, как бы парадоксально это не звучало, такое состояние как раз является сознательным и в редкие минуты, опять-таки, появление беспредельной тоски тому подтверждение. Осознанность также проявляется в непоколебимом мужестве, когда человек, не думая об опасности, забывая обо всем на свете, бросается на помощь другому. Автор сочинения может привести такой пример из жизни, когда он шел по улице днем, погруженный в злые раздумья, забирающие у него энергию и не дающие ничего кроме печали и раздражения. Он даже не заметил, когда остановился у светофора. Зеленый свет не загорелся, как вдруг перед ним на пешеходный переход шагнула женщина, навстречу которой мчалась машина. Не думая о себе и собственной жизни, он бросился вперед за женщиной и, одернув ее за рукав, вытянул на обочину. Машина промчалась мимо буквально за секунду до столкновения. В этот самый момент он крепко держал ее за руку и смотрел на нее с беспредельной тоской, одновременно радуясь и сопереживая, что все обошлось. Сама женщина тоже, казалось бы, пробудилась от оцепенения, но не знала, какие чувства ей в тот самый момент испытывать.

В настоящий момент он был осознанным, то есть таким, каким требовала от него жизнь человеческого существа.

В другое же самое время, если его отмотать назад, то можно увидеть, как по дороге идет человек, витающий в собственных не радужных мыслях, а также женщина, витающая где-то далеко от настоящего момента….

Что нами руководит часто? Какие эмоции, чувства испытываем, какие мысли роятся у нас в голове, и откуда они берутся? Почему мы не можем жить осознанно, руководствуясь настоящим моментом? Этот вопрос добавляется к списку тех, обозначенных выше. Это не просто риторические вопросы и не просто вопросы к отдельной личности. Это вопросы, заданные всему человечеству. Когда, наконец, будет преобладать разум, а не ум и наступит духовное коллективное пробуждение? Отчего возникают негативные мысли, плоские эгоистические желания, когда один рушит не только свою собственную жизнь, но и жизнь другого человека?

Каждый утро день автора начинается с чашки кофе и чтения новостных рубрик. Я вижу, как во всех точках мира происходят такие ужасные вещи, от которых волосы встают дыбом. И отчего автор читает их снова и снова с интересом, тогда как после их прочтения остается горький осадок и чувство опустошенности? Где вы великие умы человечества, могущие помочь найти ответы на вопросы, в которых мы так нуждаемся. Мы должны докопаться до глубинной сути себя, понять, что скрытые причины, мотивы толкают человека на бессознательные ужасные поступки. Как прав был Виктор Франкл! когда писал эти строки: «Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах» И тут же он писал: Из всего этого мы можем заключить, что на свете есть две «расы» людей, только две! — люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!»

Полностью согласен с данным высказыванием. Но кто такие эти непорядочные люди? Живут ли они сознательно? Для ответа на данный вопрос да вообще мы обязаны понимать, что такое сознание и что такое бессознательное…

Массовая слепая бессознательность особенно проявляется в том, когда ей руководит некая идеология, построенная на всеобщей подчиненности «правому делу». Причем, такое «правое дело» может привести к катастрофе таких социальных масштабов, что у будущих поколений возникает закономерный вопрос «Как такое может быть? Откуда эта беспрецедентная жестокость? Откуда взялось право, кому жить, а кому умирать? Что движет человеком в его жестокости, что движет массами, проявляющими и поддерживающими такую жестокость?». И правда, время показывает, что вспышки ненависти, вражды захлестывали отдельные земли, страны в разные времена, и что виной всему тираны, трусливые в глубине своей души, но жестокие до невероятия. Эти лидеры, влекущие за собой целые народы, однако, какими бы неординарными отрицательными свойствами не отличались, как показывает история, увлекали других, находили в их умах отклик.

Мне всегда симпатизировал миф о солдате Йозефе Шульце. И хотя с исторической точки зрения, миф может быть опровергнут, понимать, что есть люди, способные пожертвовать собой ради других, осознав всю противоестественную грязь, всю нечистоту идеологических помыслов, немаловажно. Мы должны понимать, что все люди одинаковы по своей сути независимо от своей принадлежности к чему-либо, так как созданы по единому образцу природы. Вот так выразил свою мысль Марк Аврелий в своем трактате «Размышления о себе» (Наедине с собой) «Люди существуют друг для друга». Эрих Фром писал в своем труде «искусство любить» о том, что тот может полюбить настоящего другого, кто братской любовью полон. Иными словами, кто любит общество, в котором живет, любит каждого по отдельности как самого себя. Но любит не собственнической эгоцентричной любовью, что можно выразить как нарциссизм, а настоящей и глубинной любовью человеческого существа. Автор настоящего сочинения назвал бы ее любовью осознанной, настоящей, глубинной.

Пробуждение от мрачных мыслей, пробуждение от зла, существующего в каждом человеке способно вывести человека как такового на новый уровень бытия, осознания самой жизни. Читая предания разных народов о святых монахах, мудрецах, которые, отказавшись от суетности жизни, искали истину, я понял, что истина, не есть лежащее извне, обусловленная формами, а нечто сокрытое в недрах души человеческой. Поэтому царство небесное и противопоставление ему – ад, находятся не где-то там, за границами нашего физического существования, а здесь, в нас самих. Мы должны осознать, что наши мысли прямолинейно виляют на наши чувства, побуждения, они определяют наши поступки, и, в конечном счете, причины и следствия становятся вполне понятными, если один зол к другим, но желает хорошего отношения к себе, а другой добр и получает и поддержку от окружающих его людей.

Невосприимчивость к злу по отношению к себе, не мстительность, незлобивость, не раздражительность по пустякам есть качества людей мудрых и уравновешенных разумом. При этом смирение, в некотором роде, это понимание себя, что сам не лучше других, а терпимость к людям раздраженным и сердитым, недовольным жизнью, не слабость, а понимание и принятие их как братьев по природе. Человеческий эгоизм, о котором я писал выше, особенно коллективный, породил много бед для всего человечества. Некоторые из последствий до сих пор отзываются в существующих временах. Понять природу зла, выявить ее, понять, что толкает человека на страшные поступки, преступления, какое зло нашептывает ему и овладевает им, не является отхождением от поисков истины, напротив, на мой взгляд, способствует изучению человеческой природы для понимания закономерности и событийности происходящих явлений во все времена. Углубляясь в данную тематику, автором было прочитано много священных писаний и книг-трактатов о человеческой душе, злых духах и ангелах, чтобы он, наконец, осознал, что наши души, обуреваемые страстями, становятся на путь гибели или порочности тогда, когда ум всецело уводит в мир материального, захватывает полностью, не оставляя места для созерцания и понимания человека места в мире, как существа духовного. Существующее материальное положение не играет, при том, никакой роли: богач может быть также подвержен алчности, скупости, жестокости. Бедняк может пойти на преступление, как сделал Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», прикрываясь выдуманными теориями о непогрешимости человека. Самые страшные преступления совершаются тогда, когда псевдо оправданы умом, но не священным естественным бытием, идущим вразрез с неосознанным содержанием выдуманных эгоистических теорий.

До тех пор, пока пробуждение не коснется человека, пока он не станет на путь поиска духовной истины, его страдания будут сопровождаться всю жизнь, ибо зло лукаво, и даже за маской успешности оно будет сопровождать человека вечным недовольством и нехваткой глубинного понимания себя, настоящего момента в безграничном и прекрасном мире.

Комментарии: 0