Игорь Альмечитов
родился в г. Воронеж, окончил Воронежский Государственный Университет,
факультет романо-германской филологии.
Проходил срочную службу в рядах российской армии.
(ДЕНЬГИ… когда они есть…)
Я́ппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional — молодой городской профессионал) — молодёжная субкультура, представители которой ведут конформистский общепринятый образ жизни человека современного западного общества. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» — успешность.
(http://ru.wikipedia.org)
… хотя речь здесь пойдет не только и столько о яппи, сколько об успешности в понимании современного человека вообще, опасности, которая подстерегает яппи в каждом городе и ресторане. И деньгах… в частности.
Может никто и не признается вслух, но для большинства – из размытого и неопределенного понятия “среднестатистический человек” – понятие “успешность” определяется простыми и, на первый взгляд, банальными параметрами – работа в крупной компании (естественно, чем больше и успешнее компания, тем лучше), высокая заработная плата (по сравнению с ежедневным окружением), социальные блага, которые дарит та или иная должность (начиная от расширенной медицинской страховки, до нелимитированных “представительских” расходов в командиров… хотя, нет, конечно – “в бизнес поездках” так, пожалуй, благозвучнее), автомобиль (естественно, корпоративный, за который не приходится платить вообще ничего из собственного кармана, опять же начиная с ремонта и заканчивая бензином) и, соответственно, возможность ходить по дорогим магазинам и покупать дорогую одежду.
Но это мнение того самого большинства, с отсутствием требований к себе и окружающим, которое в своих поступках руководствуется не желанием добиться чего-либо, а желанием при минимуме вложений получать максимальные (по их меркам) результаты.
А теперь можно вернуться к тем самым яппи российского разлива последнего десятилетия.
На отечественном кадровом рынке понятие трансформировалось, но ненамного. Стандарты, принятые в компаниях и корпорациях, с успехом перенимаются или калькируются с устоявшихся европейских и американских образцов (забегая вперед и немного уклоняясь от темы, можно сказать, что перенимаются подчас весьма успешно, поскольку на новых, еще не до конца сформировавшихся рынках, таком как в России, сложившиеся “скелеты” привычных систем организации бизнеса обрастают “свежим мясом” и, “мутируя”, идут намного дальше, благодаря новым подходам к привычным и часто рутинным бизнес процессам).
Казалось бы, “попав в струю”, остается бороться только за достижение новых карьерных высот. По факту все получается намного сложнее.
Опять же, казалось бы, что ежедневно российские яппи окружены только приятным настоящим и радужным будущим. Но опасности этого мира намного более сложны и пугающи, поскольку не видны невооруженным глазом простому обывателю.
Вспомним, например, соблазны, которые поджидают на каждом шагу современного российского яппи. Думаете, легко удержаться от трат тех самых “нелимитированных представительских расходов” на красивых, но все же продажных женщин, поджидающих в отелях чуть ли не на каждом этаже? Есть, конечно, и отели бизнес класса или семейного типа, куда вход (свободный) продажной любви заказан. Но после целого дня работы тоже чего-то не хватает (уже по привычке), и душа требует чего-то возвышенного, пусть и продажного (по той же привычке), поэтому воздерживаться приходится через силу… почти всегда. Потом приходится изворачиваться (говоря откровенно, не так уж и сильно), чтобы списать те самые “нелимитированные расходы” на другие цели (и по другим отчетным документам).
А рестораны? Сколько лишних килограммов они подарили начинающему и у нас формироваться так называемому среднему классу? Ладно бы только килограммы, но ведь проблема в медленно тающем здоровье. Отказаться от ресторанов? Но система сложилась, поэтому отказ от одного ведет к разрушению системы, чего сама система не позволит (да и как отказаться пригласить бизнес партнера из какого-нибудь Новосибирска посидеть в дорогом ирландском пабе или мексиканском ресторане? Даже после удачных переговоров всегда останется мутный осадок, что точка так и не поставлена, если не выпито за начало и развитие бизнес проекта по несколько бокалов Гиннесса (от 180 рублей пинта) или не съедено по стейку из мраморной говядины (дешевле 650 рублей, по-моему, нигде не видел). Но и это не главное в разовой встрече. Главное в том, что, попав в систему, ты сам формируешь систему (тот самый партнер точно знает, что в следующий свой приезд все повторится с точностью до… ну, скажем, 90%). А сколько у тебя таких партнеров и сколько добровольно загубленных вечеров на Гиннесс и стейки? А сколько партнеров у твоего партнера (этого ты сам точно не знаешь, но, наверняка, не меньше, чем у тебя самого)? Так и крутишься, как белка в колесе, выпивая десятки литров пива в месяц (если только пива!) и съедая в год не меньше пары коров равными еженедельными порциями стейков. Но и это еще не все. И у твоего партнера, и у тебя самого есть немало конкурентов, которые не отстают от тебя самого, а подчас и превосходят… Получается, что на всех них – и конкурентах, и партнерах – и стоит российский, да и вообще мировой ресторанный, фермерский и алкогольный и масса прочих бизнесов.
Кроме того, чтобы выглядеть представительнее и успешнее, приходится покупать дорогие вещи и швейцарские часы, что в рамках общей карьерной и финансовой гонки также не приносит здоровья. Думаете, большинство российских яппи успокоится, пока не купит швейцарские часы, не хуже, чем у коллеги (естественно, механические). Опять же походы в фитнес центры не самоцель, как возможность стать стройнее, красивее и сильнее… И здесь все намного проще: съеденные килограммы приходится хоть как-то компенсировать…
Естественно, есть и условные блага, которые несет корпоративный мир. Кто же о них не знает. Но сейчас речь не о них, сейчас речь только об опасностях.
Например, в английском языке появилось в последнее десятилетие новое слово: karoshi, пришедшее в английский из японского, что в прямом русском переводе значит смерть от слишком большого количества работы. Таким образом, за корпоративные блага приходится расплачиваться не только расстройствами желудков и лишними килограммами, но еще и стрессами с частыми нервными истощениями. В ту же “кучу” можно отнести и еще один недостаток российских яппи – частое отсутствие семейного уюта. Да и какая семья выдержит такой ритм, когда на строительство карьеры уходит до пятнадцати часов ежедневной жизни, не говоря уж о том, что часто работа нахлестывается даже на выходные? Карьера ведь все равно на первом месте. Всегда… как это ни прискорбно. И деньги здесь не цель, а лишь средство или возможность ускорять процесс.
Выход, казалось бы, прост: “развернуться” и выйти из системы… но не получается. Привычка осознавать себя частью целого уже в крови. По факту выходит, что и семейное счастье не самое главное в жизни, если можно размножаться во время случайных и коротких встреч, а плоды скороспелой любви можно перекидывать на пенсионеров родителей или приходящих нянь.
Отсюда и название статьи… А также и сама проблема… точнее, ее отсутствие – каждый сам выбирает свой путь и свой крест. И нельзя сказать, что этот выбор хуже или лучше любого иного, без того, чтобы загнать себя в какие-либо рамки, а значит, уже ограничить свое мнение границами тех самых рамок. Все же именно эти люди двигают экономику и позволяют увеличивать пенсии и социальные пособия, именно их “руки”, головы, идеи, энергия и мозги создают новые рабочие места и улучшают социальный климат в стране, что бы это не значило. Они-то и есть герои нашего времени… как бы пугающе это ни звучало…
2007г.
(Почему я не вожу машину…)
“…– Вот ты говоришь – капитализм, Америка, Европа! Частная собственность!.. У самого последнего чучмека – легковой автомобиль!.. А доллар, извиняюсь, все же падает!..
– Значит, есть куда падать, – весело откликался Цыпин, – уже неплохо. А твоему засраному рублю и падать некуда…
– …Дело не в машине, – говорил он, – я сам автолюбитель…Главное при капитализме – свобода. Хочешь – пьешь с утра до ночи. Хочешь – вкалываешь круглые сутки. Никакого идейного воспитания. Никакой социалистической морали. Кругом журналы с голыми девками… Опять же – политика. Допустим, не понравился тебе какой-нибудь министр – отлично. Пишешь в редакцию: министр – говно! Любому президенту можно в рожу наплевать. О вице-президентах я уж и не говорю…А машина и здесь не такая большая редкость. У меня с шестидесятого года “Запорожец”, а что толку?..”
(Сергей Довлатов “Чемодан).
Или
“…В первый раз за арбатовский период жизни на лице мученика автомобильного дела появилась улыбка. Он выскочил из машины и проворно завел тяжело застучавший мотор.
– Пожалуйте, – сказал он, – куда везти?..
…Остап помедлил, значительно посмотрел на своего рыжего компаньона и сказал:
– Все ваши беды происходят оттого, что вы правдоискатель… Печально наблюдать в среде шоферов такие упаднические настроения. У вас есть автомобиль – и вы не знаете, куда ехать. У нас дела похуже – у нас автомобиля нет. Но мы знаем, куда ехать. Хотите поедем вместе?”
(Ильф И.А. и Петров Е.П. “Золотой теленок”).
…Помните знаменитые монологи таксистов в фильме “Брат 2”? Первый – в Москве и второй – в Нью-Йорке и манеру вождения подобных тружеников с большой дороги? И сколько дополнительных седин вплетает в наши – уже не первой свежести шатенов и брюнетов – шевелюры такое “броуновское” движение на дороге? А сколько энергии, нервов и душевных сил на грани психологического надлома необходимо, чтобы пересечь, например, Москву с севера на юг или с запада на восток во время летней жары или снегопада? Да что там снегопад! Каждый день – утром (с 8-ми до 11-ти) и вечером (с 5-ти до 10-ти), как минимум, в ежедневных дорожных пробках отмирают сотни нервных окончаний в борьбе с хроническим стрессом! Достаточно подумать только об этом, как тускнеют все возможные и невозможные достоинства автомобиля.
Не проще ли после целого дня хронического стресса переложить функцию доставки себя любимого домой на водителей где такси, где автобусов, где трамваев, а счастливчиков с самыми крепкими нервами, населяющих мегаполисы – кому “повезло” больше прочих – на поезда метро? По крайней мере, водители за это хотя бы получают деньги (которые потом, наверняка, тратят на лечение, покупая, кто лекарства, а кто снимая стрессы дешевым портвейном)… И пусть на всех не напасешься такси, и пусть в общественном транспорте неудобнее и чаще, чем следовало, пахнет немытыми и проспиртованными телами, и пусть зачастую сил и нервов там тратится не меньше, а даже больше, чем за рулем, но там хотя бы чувствуешь себя непосредственной частью живого организма города, а не наблюдаешь за жизнью из-за стекла автомобиля, как из аквариума, причем еще неизвестно, кто находится “за стеклом”, а кто снаружи…
И это только потраченные на дорогу нервы, перерастающие в хронический стресс…
А время? Сколько часов своей жизни мы отдаем добровольному заключению в пробках? Даже при покупке автомобиля, заранее зная, что уже подписываем себе приговор… на всю оставшуюся жизнь? Но и здесь нас ведет не здравый смысл, а потребительский инстинкт, гипертрофированное чувство гордости и самодовольства – мы то знаем, что чем дороже автомобиль, тем престижнее мы выглядим в глазах окружающих. Что до собственного комфорта и душевного равновесия, то какое же душевное равновесие устоит перед завистливым взглядом соседа по пробке – очередного узника собственных иллюзий. Хотя, нередко соседом по пробке оказывается гораздо более дорогой автомобиль, чем твой собственный, и тогда уже тебе самому не остается ничего, кроме как прятать глаза или завистливо рассматривать недостижимую пока мечту по соседству, играя давно заданную даже не тобой самим социальную роль… Роль жертвы потребительского инстинкта…
Взять хотя бы пешехода… Думаете, пешеход отслеживает рост цен на горючее? Или просчитывает, сколько дополнительных средств у него уйдет в месяц “на бензин”? Или мается оттого, что за смену долгожданной “запчасти” пришлось переплатить втридорога, а его первичные ожидания по цене оказались обманчивыми? И уж тем более не размышляет о десятках часов собственного свободного времени, проведенного в автомастерских… Есть, конечно, и те, кто не считает расходов на содержание автомобиля… Якобы не считает… спокойно реагируя на ежедневные траты. Но, подбивая итоги, и они в удивлении качают головами, просматривая получившиеся в результате подсчетов цифры. И в их души закрадывается червь сомнения относительно того, что не проще ли было бы… нет, не то, чтобы ходить пешком, конечно, а хотя бы ездить на такси… А вы-то сами хотя бы раз считали свои расходы? И насколько наш мнимый автокомфорт компенсируется затраченными на него силами, нервами и кровно заработанными средствами?
Да, многие пока еще ходят пешком. Думаете, принципиально? Да ничего подобного – эти только готовятся стать обладателями автомобилей и свысока (чаще – презрительно) посматривают на проезжающие мимо машины. Им уже сейчас доподлинно известно, что их приобретения будут, как минимум, лучше половины того, что неутихающим потоком проносится мимо. Их будущее выглядим радужным и чарующим – им нет пока никакого смысла думать о потенциальных проблемах содержания машин или стоимости антидепрессантов в аптеках. Их будущее – пока мечта… но, как и у любой мечты, у нее есть существенный недостаток – отсутствие реальных средств на ее воплощение…
Ну и, наконец, есть определенный разряд людей, которым автомобили просто неинтересны. Возможно, это ретрограды, отставшие от моды, либо безнадежные романтики, чьи интересы лежат в совсем других плоскостях, а, возможно, и природные мудрецы, которые изначально понимают, с чем им придется столкнуться, измени они себе и приобрети автомобиль, которым не зазорно добраться куда угодно не на собственной машине… а, хотя бы на такси – благо от дома до любой дороги всего-то пара сотен метров, и рука их не отвалится подняться, чтобы притормозить проезжающую машину и без проблем добраться туда, куда требуют обстоятельства… и почувствовать себя намного авто-комфортнее и душевно-спокойнее тех, чьей судьбой навсегда останется подвозить подобных счастливчиков…
Так что проходя мимо очередного автосалона, десять раз подумайте, будет ли ваше условное счастье стоить затраченных на него средств, сил и нервов…
2007г.
(или “То, что не убивает – делает нас сильнее…”)
расхожее мнение
… то, что не убивает, действительно чаще всего делает нас крепче, за исключением хронических болезней века прошлого и века настоящего…
Можно долго рассуждать о СПИДе, наркотиках, раковых опухолях с кулак младенца, холестерине и загрязнении окружающей среды… Но все это слишком явное и порой даже привычно обыденное. То, что уже стало частью реальности и воспринимается без должного пиетета. Как и хронический стресс, ставший, как и все остальные “ужасы”, уже привычной частью окружающей действительности, а часто и окружающей обстановки… неотъемлемой окружающей обстановки...
Естественно, есть и слои общества, наиболее инфицированные подобными болезнями, группы риска в категории не только и не столько стресса, хроническими носителями, которого они являются, но и целого букета прочих болезней, которые, как магнитом притягивает к себе состояние хронического стресса… Даже не столько как ослабленное состояние организма, сколько как ослабленное состояние психики и, как бы не пафосно это звучало – духовности…
Естественно, первая и основная группа риска, которая приходит на ум – это те самые менеджеры, “белые воротнички”, которые помимо хронической усталости и хронической нехватки времени постоянно находятся в крайностях – от радикальных переработок в офисах, становясь трудоголиками, до радикальных удовольствий, выработанных той же хронической нехваткой времени – возможностью за минимум времени получить максимальный эффект физической и психологической разрядки. Причем, речь здесь идет часто не только об экстремальных видах спорта, но и экстремальных видах секса, экстремальных способах поднятия адреналина в крови и прочих видах экстрима, убивающих ту самую эфемерную “душу”, о наличии которой до сих пор спорят, и разлагающих тело…
Возьмем, как пример, не те замученные существа в растянутых свитерах, по неделе нестиранных джинсах, с якобы японскими электронными часами на запястьях за несколько сотен… естественно, не долларов, а всего лишь рублей… часами, купленными в дешевом часовом киоске по дороге от “работы” к дому, у которых в трудовых книжках уже появилась запись “менеджер того-то” или “менеджер по работе с тем-то”. Этих “менеджеров”, у которых обычно не хватает ни ума, ни решимости сделать несколько шагов по карьерной лестнице, пока оставим в покое. Поговорим о “менеджерах” в западном понимании слова – сотрудников крупных компаний, отвечающих за целые направления деятельности и являющихся типичными “управляющими” на разных ступенях карьерной эволюции.
И хотя и слово “менеджер” в российской действительности, преломившись о типичный русский юмор, “загадочную” русскую душу и не менее удивительную российскую действительность, уже кардинально изменило свое явное или прямое значение, свернем тему и вернемся к тем самым настоящим “белым воротничкам”– менеджерам в сорочках из итальянского хлопка (от 100 у.е. за штуку), которые и являются группой, наиболее подверженной стрессу, той самой группой риска, которая не являясь количественно превалирующей, тем не менее, и определяет направление ментального развития всего бизнес класса постсоветского общества, начиная “от”… и заканчивая “до”…
Так что же такое синдром “менеджера”? Остановимся на самом банальном определении: сотрудник крупной компании, тот самый “белый воротничок”, который незаметно для себя самого уже не сам управляет процессами, происходящими в его жизни, а зависящий полностью от своей работы, психологически подчиненный ей, живущий и “сгорающий”на работе (как в прямом физическом, так и переносном смысле), а именно, подчинивший свою жизнь исключительно работе, все остальное сдвинув на второй или даже третий план…
Распознать данные синдромы не трудно даже на их начальной стадии… Видите человека, берущего “работу” на дом? Это он самый… говорящий, что что-то не успел в рабочее время… Он вышел на работу в выходные, когда этого от него не требуется? Это еще одна стадия превращения в корпоративного… нет, пока еще не монстра “корпоративного” мира, но это еще один из многих “тревожных звонков”… Некто “он” задерживается на работе до 11-ти или 12-ти вечера ежедневно, оправдывая это тем, что “дома делать нечего и все равно его там никто не ждет”? Пожалуй, на этом этапе процесс вступает в завершающую стадию… И, наконец, когда некто “он” вызванивает офис ежедневно, лежа где-нибудь на пляже в Испании в отпуске, потому что “что-то” постоянно не дает ему покоя и, когда узнаёт, что все складывается не так, как он планировал, уходя в отпуск, летит обратно, в ущерб “свободному времени”, которого у него и так нет, и появляется на работе, так и не отдохнув, с желанием устранить “ту самую проблему”, которая, говоря откровенно, не стоит и выеденного яйца и, тем более, его здоровья, проблему, которую и без него решили бы с тем же успехом… в этом случае, можно “бить набат”… превращение свершилось… Родился очередной корпоративный монстр… Homo managerus… причудливый тепличный офисный цветок, живущий только в мегаполисах и растущий на благодатной почве корпоративного мира и корпоративного же “духа”…
Что с этим делать? Как лечить… Рецепта нет и, как ни странно, никогда не будет… И отсутствие проблемы заключается не в ее замалчивании, а в том, что “новое время диктует новые стандарты” и спустя несколько поколений именно нормы жизни современного общества, традиции и уклад быта постепенно станут историей, и “люди новой формации” займут их место… Пока одиночки. Но одиночки, диктующие моду и устанавливающие новые стандарты жизни… одиночки, которые – с течением времени – превратятся в миллионы…
2007г.