Андрей Безденежных

«Симбирский контекст. Частная жизнь»

КНИГА 2

БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ АРЖАНЦЕВ

Аржанцев Б.В.
Аржанцев Б.В.

Справка:

 

74 года. Родился в Сызрани. Возглавлял Управление по охране памятников истории и культуры при ульяновском облисполкоме. Сегодня читает лекции, является доцентом, почетным профессором УлГУ… Автор книг по истории края. В 2002-м получил звание «Почетный гражданин Ульяновска».

– Борис Васильевич, Вас знают и как человека, имеющего уникальную концепцию развития города…

 

– Начнем с того, что каждого человека формируют два фактора – генетическая наследственность и окружающая среда. Генетическая наследственность зависит не от нас, но окружающая среда полностью в нашей власти. Значит, для того, чтобы сделать лучше самих себя, мы должны сознательно и правильно ее сформировать. Что для нас окружающая среда? Это – город…

Город я оцениваю с трех позиций, которые называю венцами. Первое (и главное) – природный венец (природа, ландшафт), второе – градостроительный венец (архитектура), третье – духовный венец (культура, люди). Все эти венцы воспитывают в человеке эстетическое чувство, насыщают эмоциями. Эстетика окружающего мира, вне нашего желания, формирует из нас творческих людей.

Наш город является населенным пунктом с ярко выраженным природным венцом. Карамзин в свое время писал: «Симбирские виды уступают по своей красоте немногим в Европе». Наш природный венец (особенно вид на Волгу со 130-метрового (по вертикали) косогора Нового венца), действительно, один из самых лучших в Европе! Когда у нас впервые побывал именитый певец Борис Штоколов (1), он долго стоял здесь и вдыхал полной грудью. А потом произнес: «Красотища-то какая!» Он всю жизнь пел песни о раздолье России, а увидел это раздолье, может быть, первый раз в своей жизни!

Вообще, Ульяновск – город с уникальными природными условиями! Еще Гиппократ (2) говорил о влиянии расположения городов на их жителей. По его мнению, самые лучшие с точки зрения здоровья (и духовного, и физического) города – это города с восточной ориентацией. То есть те, склон которых обращен на восток. О таких городах он говорил, что они похожи на весну! Плюс к тому, если с этой восточной стороны у города есть река, то данное месторасположение вообще идеально!

Связано это с тем, что, во-первых, утренние лучи солнца необыкновенны целебны.

А, во-вторых, благотворные природные газы, которые за ночь скапливаются над рекой, не успевают раствориться и «упасть» в воду, а под действием солнечных лучей испаряются, поднимаясь по восточному склону! То есть они как бы чистят город насыщенным влагой и ароматом расположенных на склоне садов воздухом! Лет пятнадцать назад был проведен анализ воздуха на бульваре Венец. Его результаты показали, что по своему составу он близок к воздуху высокогорий Кисловодска! Да у нас просто курорт!

 

– Что дает нашему городу природный венец, и почему он вообще важен более других?

 

– Дело в том, что в окружающей нас природе заложен великий здравый смысл. Природа развивает здравый смысл человека, формирует его могущество – внутренний потенциал, внутреннее богатство, внутреннюю мощь. Василий Розанов (3), который учился три года в Симбирске, потом писал: «Это удивительно, но я уехал отсюда со всеми точками зрения». Он получил здесь колоссальный толчок к развитию!

 

– Но если Ульяновск так хорош, то почему отсюда, достигнув зрелого возраста, уезжает большое количество людей?

 

– Как я уже говорил, Ульяновск – город с ярко выраженным природным венцом.

По этому показателю он во многом превосходит Москву, и Санкт-Петербург.

Вот возьмем Петербург… Чем он славится? Мостами… Но идете вы по нему, и куда не поднимись, будете видеть только город. Да, архитектура, да, мосты, но природа-то не видна! То же и в Москве. Чем она знаменита? Холмами – Боровицким, Трехгоркой, Воробьевыми… Но поднимитесь на Воробьевы холмы… Вся Москва перед вами расстилается. Но нет природы!

Москва и Санкт-Петербург имеют ярко выраженный градостроительный и духовный венец, а значит, там более развита человеческая культура, выше уровень знания.

И именно поэтому, получив громадный внутренний потенциал здесь, наши люди уезжают туда развиваться духовно. Получив воспитание здесь, получив массу сил и энергии, они направляются уравновешивать этот свой внутренний потенциал внешними достижениями. В этом их миссия – они едут использовать полученную энергию на благо других людей.

И еще одно… Природный венец, по своей сути, самый спокойный, самый глубокий из венцов. Он существовал уже тогда, когда человеческой цивилизации с двумя другими венцами просто не существовало! Он величественен, умиротворен, спокоен. А поэтому, как бы менее заметен… Недостаток ЭТОЙ красоты осознаешь не сразу. Но спросите у тех, кто уехал, вернулись бы они сюда, если бы им здесь предоставили такие же возможности? Безусловно!

Внутренне, подспудно их постоянно влечет к этому месту.

 

– То есть получается, что для того, чтобы инициативные люди не уезжали из Ульяновска, мы должны развивать градостроительный и духовный венцы?

 

– Именно так. Эти венцы у нас существуют, но развиты намного хуже, чем в столицах.

До конца 60-х, когда начался период индустриализации и массового градостроительства, Ульяновск можно было охарактеризовать как город-сад. Основную часть города составляли небольшие усадебные дома – хозяйственный двор, парадный двор и сад с огородом. Когда сейчас в центре города начинают рыть, то до сих пор первым делом наталкиваются на полтора метра чернозема. Нигде за городом такого нет… Но мы этого ни тогда, ни сейчас не ценили – строили бездумные и безликие многоэтажки. Если говорить об их эстетике, то на них даже смотреть никто не хочет. Они – ноль…

В советский период мерой всех вещей у нас был средний человек, и именно его старались сформировать из любой личности. Продукцию гнали на вал, невзирая на личность, все было серым, однообразным. Но вы сами посудите: тысячи зданий с одинаковыми лицами – это все равно что тысячи людей на одно лицо!

Сейчас мы вроде бы перестали усреднять человека, но отнюдь не прекратили эту традицию – мы продолжаем уродовать наш градостроительный венец! Простой пример: самая активная форма у зданий – это окна. Возьмите здание УлГУ на улице Льва Толстого. Верхние окна у него треугольные, средние – арка, потом трапециевидные и немножко прямоугольных. А ведь это здание строилось для банка! А сейчас что? Построили здание Центробанка на улице Гончарова. Шесть этажей, и все окна квадратные! Зачем?! Здание не производит никакого впечатления, не несет никакой эстетической нагрузки! У архитектора не было эстетического вкуса! У него прямоугольное мышление!

Эстетическая выразительность зданий значит очень много для проживающих в городе людей. Она действует подсознательно, развивает эстетический вкус… Вот возьмем «Теремок» на улице Радищева, 4. Чем он отличается от других зданий? Первое – издалека привлекает необычным силуэтом (высокий шатер, крутые скаты кровли), второе – ближе подходите, у него на фронтоне крупная сквозная резьба, игра света и тени, третье – подходите вплотную и видите глухую резьбу на наличниках окон. Все три плана восприятия человеком окружающей действительности эстетически выразительны!

Когда я смотрю на старые дома, я думаю о том, что мастера, может быть, и были малограмотными с точки зрения современного человека, но какими они были высококультурными! Как в них было развито эстетическое чувство! У современных мастеров все наоборот – грамота высокая, а культура на нуле.

 

– Что же, Вам совсем ничего не нравится в нынешнем строительстве?

 

– Как ни странно, но очень грамотно с эстетической точки зрения сейчас строятся многие киоски. Применяется гнутое железо, разные формы. Многие коммерческие организации сейчас обзаводятся арками перед входом. Это очень сильно воздействует и на работающих здесь людей, и на проходящих мимо. Арка и купол – вообще идеальные формы для восприятия – они как бы повторяют форму нашей головы, солнца, луны, радуги.

 

– А что Вы скажете относительно здания банка на улице К.Маркса? Его буквально «вписали» в улицу, состоящую из старых домов…

 

– Да, вписали… Но вы посмотрите, из чего оно сделано – из силикатного кирпича! Силикатный кирпич живет ровно 90 лет, а потом просто рассыпается. То есть через какое-то время это здание разрушится, и среди старинных домов снова появится «выбитый зуб»!

То же самое – и строительство кукольного театра, вокруг которого несколько лет назад шла страшная шумиха. Он тоже построен из силикатного кирпича! А по архитектурным нормам театр нельзя строить на сто лет! Должен быть более долгий срок эксплуатации. Это же учреждение культуры!

Почему в советское время пошли на изготовление силикатного кирпича. Потому что его изготовление намного дешевле. Силикатный кирпич – это известь и песок. При ее гашении выделяется столько собственного тепла, что внешней энергии почти не нужно – кирпич схватывается как бы сам собой.

 

– Как надо строить, чтобы развивать наш градостроительный венец?

 

– Нужно разнообразие и дальнего, и среднего, и ближнего плана! Вот вам простой пример: сейчас у деловых людей появились деньги, они строят коттеджи из красного кирпича (он живет пятьсот лет и более) по индивидуальным проектам. Но при этом они все равно выглядят абсолютно похожими! Почему? Действует все то же прямоугольное мышление! Одни и те же архитектурные компоненты тасуются как колода карт – вроде бы силуэт у всех разный, а подойдешь ближе – похожи как близнецы! Ни фигурного кирпича, ни отделки.

 

– Ну вот, сделаем мы наш город привлекательным – здесь начнут оставаться свои, приедут чужие… Окружающая природа выдержит?

 

– Развитие любого города зависит от технических возможностей (наличие воды, земли и других богатств), экономической целесообразности и народно-хозяйственной необходимости. При наличии последних двух факторов, по большому счету зависящих от самих жителей города, с первым у нас никаких проблем не будет. Наверное, вы помните, как в прошлом году в Москве было заявлено, что летом 2003-го столица сможет обеспечить водой своих жителей только на 30%… По своим техническим возможностям Москва может развиваться только до 15 миллионов жителей. Больше просто воды не хватит! У нас же… Мы можем развиться до мегаполиса, в несколько раз превышающего Москву!

 

– С чего начать развитие третьего (духовного) венца нашего города?

 

– Я бы предложил совершенно нетипичный, совершенно неожиданный план… Может быть, это кому-то покажется странным, но на уровне градостроительного венца у нашего города есть город-побратим. Это – Афины… Судите сами: у обоих городов есть ярко выраженные природные венцы – их Акрополь возвышается над водой на 68 метров, наш Новый Венец – на 130 метров. На Акрополе у них расположен храм Парфенон, который имеет порядка 46 колонн, и был построен в честь богини мудрости Афины, именем которой и был назван город…

Наш Ленинский Мемориал имеет больше 50 колонн и также построен в честь человека, именем которого назван город! Причем и богиня Афина, и Владимир Ильич – люди мифологические, мифологизированные! А храмы в их честь простоят тысячелетия!

Что нам дает все это? Развитие духовного венца! Во-первых, это – очень серьезный повод для сотрудничества с Грецией. Нужно привезти их сюда, объяснить им все и договориться! Через это мы можем развивать наши экономические связи, туристические, культурные.

Ну и второе… Чем это вам не коммерческая идея для развития туризма в нашем городе? В Афины едут люди, которым нет дела до того, правы были древние греки, ведя войны с соседями, или нет, им интересна ИСТОРИЯ… Так же может быть и у нас. При всем изменившемся отношении к имени Ленина, он как историческое явление и все, связанное с культом его имени, – громадный потенциал, который можно использовать!

Плюс к этому можно возить экскурсантов на наш Новый Венец, так же, как на Ниагарский водопад! Почему туда едут люди? Посмотреть на уникальное явление природы. У нас в городе – такое же уникальное явление!

Наша задача – вывести Ульяновск с регионального на общероссийский и мировой уровень. И именно это мы и можем сделать!

 

– Вероятно, многие не понимают Ваших идей. В том числе и те, от кого зависит их воплощение… Как Вы к этому относитесь?

 

– Знаете, как говорят… «Суждения человека, его умозаключения и мировоззрения в готовом виде не переносятся». Поэтому, если меня кто-то не понимает, я не переживаю. Значит, либо человек еще не готов к восприятию моих идей, либо я сам еще не созрел для их передачи. Надо работать, искать другие пути, искать метод, с помощью которого можно донести свои идеи…

 

– Как сделать так, чтобы человек оказался как можно скорее готов к эстетической перестройке города, о которой Вы говорите?

 

– Скажу так: то, что мы сейчас делаем в области воспитания, ни в какие ворота не лезет! Ведь главное – не развитие физической силы, не развитие психологической приспособленности, не развитие профессиональных навыков. Все это хорошо, но без главного обрекает человека на «несчастливое» существование…

В начале нашего разговора мы говорили, что каждого человека формируют два фактора – генетическая наследственность и окружающая среда. С окружающей средой мы разобрались, теперь обратимся к генетической наследственности.

Многие люди постоянно не удовлетворены своей работой, работают непродуктивно и отдохновение находят в выпивке. Почему? Потому что они не знают своих способностей! Они находятся не на своем месте! Чтобы подобного не происходило, необходимо выявление в каждом человеке его уникальных способностей, заложенных в нем генами его предков, и развитие оных. Человек, работающий по своей генетической способности, может в месяц сделать то, что другой не сделает и за год!

Выявление этих способностей нужно начинать с пеленок. Родители должны присматриваться к ребенку, предлагать ему разные виды деятельности, изучать результаты. Какая-то из способностей обязательно будет доминирующей! Вот в ней-то и нужно развивать ребенка дальше.

 

– А что нам делать с взрослыми людьми?

 

– Вы знаете, совсем не поздно пытаться раскрыть свои способности в любом возрасте. Я даже считаю, что в данный момент времени экономическое чудо в нашей стране, в нашем городе могут сотворить молодые пенсионеры – шестидесятилетние! Они уже «развязались» с нелюбимой работой, у них огромный потенциал. Что они сейчас делают? В большинстве своем – выпивают. Отойдя от привычного рабочего графика, они маются от безделья и (по статистике) умирают в первые же послепенсионные годы. Между тем, если разбудить в них способности, если зажечь творческое горение, то оно не погаснет и до глубокой старости. Человек будет светиться! И будет трудиться так (я в этом уверен), как когда-то трудился Павка Корчагин. Движение «молодых» пенсионеров способно поднять в обществе то, что раньше называли патриотизмом, а сейчас – социальным чувством.

 

– А что делать, если у человека нет никаких талантов?

 

– Такого в принципе быть не может! Давайте посмотрим: у каждого человека двое родителей, четверо бабушек и дедушек. В десятом поколении (250 лет назад) у каждого было 1024 предка, в двадцатом (500 лет назад) – больше миллиона, в тридцатом – больше миллиарда. И вы мне скажете, что у вас в роду не было ни одного талантливого человека? А ведь гены каждого из этого миллиона заложены и в вас! Так что главное – это раскрыть свои способности. Гете на вопрос о цели его жизни ответил: «Поднять пирамиду моего рода, основание которой было заложено задолго до меня, как можно выше!».

Люди ленятся развивать в себе новые качества, потому что им кажется, что они, к примеру, устают на своей работе, что им некогда заниматься чем-то другим. Но устают они, может быть, как раз оттого, что занимаются нелюбимым делом! Бросьте его! Раскройте в себе способности! И у вас все будет в жизни хорошо! И даже зарплата будет хорошая, потому что вы будете полностью отдаваться любимому делу, станете в нем новатором… В нелюбимом же… Вы подсознательно отторгаете его, подсознательно не хотите работать лучше и зарабатывать ТАКИМ трудом…

Ну а подспорьем в раскрытии своих способностей может стать, конечно же, наше генеалогическое древо. Мы должны составлять его, чтобы лучше знать, чем занимались наши предки, в какой профессии они были наиболее сильны.

 

– Получается, что все нынешние проблемы России напрямую связаны с игнорированием нами вышесказанных фактов?

 

– Конечно. Я думал о причинах этого игнорирования и пришел к выводу, что вообще все ошибки, которые делаются у нас в стране на всех уровнях, можно объяснить одной фразой: «Все торопятся делать хорошее». А помните, Гоголь писал в «Мертвых душах»: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа». «Ведь очень часто торопливый ум на ложный путь заводит безрассудно, а там пристрастия связывают ум…» Это уже из Данте.

Героем советского времени был средний человек. Герой нынешнего времени – человек богатый. Это тоже неправильно. Героем должен быть человек творческий! Он может быть богатым, но это не первично. Первично – творчество, причем творчество во всех сферах! Творчество не означает, что человек должен быть только поэтом или художником. Творчество – это и бизнес, и производство. Творчество – это отношение к жизни! В творчестве «сгорают» все недостатки. Творчество – это равномерно горящее внутри человека созидательное пламя.

Вот вам простой пример – какая-то вещь не продается. Нашли человека, например дизайнера, который вложил в нее свою душу, свое творчество и изменил ее внешний вид. Вещь начала продаваться! Вот вам прямой результат творчества!

Сейчас все ищут новую российскую идею. В свое время Федор Михайлович Достоевский говорил, что красота спасет мир. Гончаров говорил, что любовь спасет мир. Я же утверждаю, что мир спасет ТВОРЧЕСТВО!

 

– Какие три качества позволили Вам стать тем, кто Вы есть – человеком с активной жизненной позицией?

 

– Первое качество – сила воли, умение управлять собой. Я курил с детства, а в 21 год решил бросить. Подумал: «Брошу 1 мая». А потом подумал: «А причем здесь 1 мая?! Если мне это вредно, я должен бросить прямо сейчас! Зачем цепляться за даты?» И бросил… А потом понял, что сила воли нужна была не для того, чтобы бросить курить, а для того, чтобы больше никогда не закурить вновь! Бросить курить легко! Так же и во всех других делах – выдать идею, начать легко, а вот довести дело до конца, добиться результата – тут-то и нужна недюжинная сила воли!

Второе качество – постоянное стремление учиться, обогащение себя духовно, а не материально. Сенека писал: «Тот будет больше всех иметь, кто будет меньше всех желать». Золотые слова!

Третье качество – милосердие. Помню случай, когда я студентом первый раз заработал много (по тем временам) денег. Стал думать, часы себе купить или велосипед деду, которому постоянно приходилось ездить на пасеку. Купил велосипед. Я очень люблю дарить.

 

– Есть ли какие-то человеческие качества, которые Вы не можете простить?

 

– Простить я могу все. Потому что считаю, что врожденных плохих качеств у человека не бывает.

 

– Верующий ли Вы человек?

 

- Неверующим быть нельзя. Чего я не понимаю, так это того, почему различные религии не могут найти общий язык.

 

– В чем Ваша жизненная правда?

 

– В любви к творчеству. Ремесло – это создание предмета, творчество – создание высококачественного предмета. Эстетика создания высококачественного предмета должна пронизывать все и вся.

Бердяев когда-то говорил: «Что ни сделаю, а грешный, грешный, грешный…» Знаете, как поступать так, чтобы не делать греха? Так же, как является Творцом Бог, должны быть творцами и мы, созданные по Его образу и подобию. Творчество – это прямая связь человека с Богом, в истинном творчестве не может быть греха.

Бог – это любовь и творчество. И таким же должен быть каждый человек – любящим и творящим!

 

 

Впечатления от встречи:

Идеи Бориса Васильевича кажутся фантастическими и нереальными. Между тем, именно из такого «умения мечтать» подчас и рождается нечто великое, через какое-то время способное занять умы соотечественников. Лично я энергии и по-хорошему неугомонному характеру Бориса Васильевича просто завидую.

 

 

Ссылки:

1. Штоколов Борис Тимофеевич (родился в 1930 году) – русский певец, бас. Народный артист СССР с 1966 года. Лауреат государственной премии СССР. С 1959 по 1990 год работал в Театре оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (ныне - Государственный академический Мариинский театр).

2. Гиппократ (около 460 –370 г. до нашей эры) – древнегреческий врач. Труды Гиппократа стали основой дальнейшего развития клинической медицины.

3. Розанов Василий Васильевич (1856-1919) – русский писатель и философ.

 

2003 ГОД

 

Комментарии: 0